Интервью с психологом патронажного центра "Вигор" - Патронажный центр-отель "Вигор"

Перейти к контенту

Главное меню:

Интервью с психологом патронажного центра "Вигор"

Уважаемые гости Патронажного центра «Вигор»!

В продолжении серии интервью с членами команды специалистов патронажного центра "Вигор" предлагаем Вам познакомиться с практикующим психологом, сотрудником ГБУЗ СО ПБ№6, преподавателем Уральского федерального университета Викторией Александровной Дихорь.

Очередное интервью подготовлено  аспирантом УрФУ, директором по развитию компании «Стоград» Поповым Виктором и психологом-консультантом Викторией Дихорь.

Желаю приятного прочтения,
директор ПЦ "Вигор"
Перевалов Сергей Степанович


Виктор: Виктория, как ты пришла в психологию?

Виктория: У нас в семье династия: родители тоже психологи. Я с самого детства интересовалась вопросами человеческих взаимоотношений. Психология стала для меня неизведанной страной, разобраться в которой можно было, только подобрав ключи к совершенно разным людям.

В старшей школе я уже всерьез увлеклась социальной психологией: зачитывалась книгами, посещала курсы дополнительного образования и ждала поступления на первый курс.
Дихорь В.А.
Дихорь Виктория Александровна
практикующий психолог

 
- магистр психологии УрФУ
- медицинский психолог в н/о №2 ГБУЗ СО ПБ№6
- преподаватель ИФКСиМП УрФУ
- осуществяет психологическую подготовку участников национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по Свердловской области
- осуществяет психологическую подготовку волонтеров Первого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья
- автор 20 научных статей по социальной, клинической и спортивной психологии
Сферы деятельности: геронтопсихология, работа с зависимыми (наркомания, алкоголизм, игромания), спортивная психология, консультант по подбору и обучению персонала
В сфере твоих интересов есть пенсионеры, футбольные фанаты, студенты и даже больные алкоголизмом.
Как тебе удается переключаться между разными сферами?

В своей профессиональной деятельности я выбираю лишь те сферы, которые вызывают личный интерес. Человек я разноплановый, поэтому и направлений несколько. Один из самых глобальных рисков для психолога – это профессиональное выгорание, потеря объективности в работе. Оно случается, когда человек останавливается, перестает развиваться и зацикливается на одной теме. В моем случае, бояться нечего! Каждый клиент помогает мне делать новые открытия, расширять горизонты. Так, например, работа с пожилыми людьми позволяет взглянуть на семью, работу и дружбу опытным взглядом взрослого человека. Истории 40-50 летней давности говорят о вечном и актуальном, но совершенно другими красками.

Кто для тебя идеальный клиент?

Для меня есть одно главное правило, которому я следую: если у человека есть запрос и мотивация, то мы будем работать. Запрос – это интересующая тема, значимая проблема или сфера, в которой клиент хочет работать. А мотивация – это желание, а главное готовность разбираться в себе и меняться, что в нашем мире редкость.

А как отличить хорошего психолога от плохого?

Интересный вопрос! Нет конкретного общепринятого перечня характеристик, которые помогут определить хорошего психолога. Для меня есть три важных принципа профессионала:
1.    Психолог – это союзник, но не учитель и гуру. Не стоит учить и тем более поучать клиента жизни.
2.    Не причиняй добро! Человек всегда сам знает, когда ему нужно поговорить. Не нужно задавать лишних вопросов!
3.    Полная конфиденциальность в работе. Этика и умение тактично и толерантно реагировать на любые слова клиента всегда отличат дилетанта от специалиста.
Виктория, как ты понимаешь свою роль в реализации проекта патронажного центра «Вигор» для людей старшего возраста?

Одна из основных целей центра – создать условия для получения удовольствия от жизни. Свою работу могу разделить на 2  направления: 1 – работа с постояльцами и их близкими; 2 –  отбор и обучение персонала.
 
Хотелось бы более подробно остановиться на втором направлении. Для приятной и домашней атмосферы важно подобрать команду-единомышленников, способных профессионально выполнять свои задачи и любить работу. Мы с руководством центра составляем психологические портреты для каждой профессии, указывая обязательные компетенции и личностные качества сотрудников. Например, задачами санитарно-обсуживающего персонала помимо соблюдения чистоты, является координационная помощь посетителям и своевременное сигнализирование другим сотрудникам о возможных неполадках (подозрительные предметы, плохое самочувствие постояльца и т.д.).

Закономерно, что создав хорошие условия, необходимо их поддерживать и улучшать, поэтому мы запланировали обучающие курсы для персонала.
Дихорь В.А.

Что самое главное во взаимоотношениях между персоналом патронажного центра и его гостями?

Главное, чтобы персонал ненавязчиво и незаметно постоянно обеспечивал отличные условия для постояльцев и всегда был рядом в нужный момент. Метафорично можно сравнить наших сотрудников с телохранителями – они на чеку,  готовы помочь и поддержать, но при этом не оттягивают на себя внимание.
Часто ли ты встречаешь конфликт поколений сегодня? Какие риски могут проявится во взаимоотношениях «персонал - клиент»?
 
Проблемы «отцов и детей» всегда актуальны, только лишь эволюционируют немного. Во все времена молодое поколение отличали смелые и порой дерзкие поступки, рискованность и эмоциональность. Закономерно, что хочется все больше успеть, а более зрелые родители со своей колокольни взвешивают и семь раз отмеряют перед важным решением.
 
Персонал патронажного центра в среднем значительно моложе наших постояльцев, поэтому главным риском является восприятие сотрудников не как профессионалов, а как «детей или внуков». В таком случае постояльцы могут с меньшей серьезностью относиться к деятельности специалистов центра.
 
Мы поддерживаем доверительное и уважительное отношение к гостям, но при обучении персонала делаем акцент на рабочем взаимодействии, исключая излишнее неформальное общение.

Каким критериям необходимо соответствовать, чтобы работать в патронажном центре?
 
При отборе персонала критерии делятся на универсальные (значимые для всех сотрудников) и уникальные (специфические для каждой специальности). Разберем на примере обслуживающего персонала столовой. К универсальным качествам относятся коммуникабельность, ориентация на групповую нравственность, уважение прав и мнений другого человека, а к уникальным – аккуратность, скорость реагирования, внимательность к деталям, мобильность.
 
Вместе с руководителями центра и экспертами мы разработали психологические портреты «идеальных» сотрудников, учитывая их профессиональные, социально-психологические и личностные качества.

У некоторых людей существует негативный стереотип о домах престарелых. Якобы, пожилые люди чувствуют там себя брошенными или ограниченными в свободе передвижения. Как должен действовать персонал, чтобы такие мысли не возникали?
 
Негативное отношение к патронажным центрам и домам престарелых обусловлено самой атмосферой в заведениях, а также отношением персонала. Закрытая территория, столовская еда и жесткий режим дня – вот то, что стереотипно представляется обывателям.
 
Первое, что видят посетители ПЦ  Вигор – это чудесная тихая природа, вид на озеро и облагороженная территория вокруг центра. Стоит пройти по тропе здоровья и создается ощущение базы отдыха, загородного оздоровительного санатория или дендрария.
 
На входе посетителей встречает управляющий центром. Короткая экскурсия и станет ясно, что никакого заточения не подразумевается. И последний штрих в развеивании мифа – дизайн номеров и корпуса. Яркие цвета, стильные идеи и при этом домашняя атмосфера с мечтающим видом на озеро.
 
А в чем заключается работа психолога в патронажном центре? Должен ли он работать только с постояльцами?

Патронажный центр – это новая среда, как для постояльцев, их родственников, так и для персонала. Изначальная задача психолога – помочь всем адаптироваться, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. А затем планируем проводить еженедельные встречи с постояльцами по предварительной записи, а также с их близкими. В центре отводится отдельная роль работе с родными, мы хотим не просто создать здесь «вторую семью» для наших гостей, но и гармонизировать отношения с близкими родственниками.
 
Кроме того, к задачам психолога, я отношу  разнообразные лектории и дискуссии на интересующие темы: как воспитывать внуков или как улучшить память. Выбор темы зависит от гостей.

Посоветуй, когда и с какими вопросами стоит обращаться к психологу?

Удивлю читателей, если скажу, что с любыми вопросами, которые по-настоящему волнуют. Нет четких градаций и ориентиров. Клиенты приходят с совершенно разными темами: одна женщина пришла с бессонницей, а другая, наоборот, постоянно засыпает в разговоре с супругом.
 
Для эффективного взаимодействия важно, чтобы человек мог грамотно и корректно сформулировать свой вопрос.

С какими стереотипами о психологах ты встречаешься в своей работе?

Психологическая помощь в нашей стране развивается и выходит на новый уровень, но все еще у людей остаются страхи и предубеждения. Например, бытуем мнение, что психолог работает только с отклонениями и «проблемными людьми». Часто путают психолога и психиатра, который как раз работает с психическими расстройствами. Или же существует стереотип о том, что психолог сам находит выход из любой ситуации, а клиент просто ему следует.
 
В нашей работе важен диалог: психолог не может дать универсальную таблетку и без вклада клиента ему помочь.
Благодарность Дихорь В.А.
Благодарность
Первый всемирный конгрес людей с инвалидностью
Председатель комитета Томас Краус
Благодарность Дихорь В.А.
Благодарность
Worldskills Russia
Министр образования Свердловской области
Биктуганов Ю.И.
Какие возможности может дать патронажный центр нашим постояльцам?
Может ли он обеспечить домашний комфорт и интересный досуг?

На мой взгляд, патронажный центр – это возможность разнообразить свой досуг, найти единомышленников и приятно проводить долгожданное свободное время.  Дом, работа, дом, работа – вечная рутина, в которой живет большинство из нас. Выход на пенсию позволяет немного отдышаться и жить в свою удовольствие, не спеша и не вздрагивая от будильника.

Удивительно, но свободное время – это роскошь, которой порой трудно грамотно распорядиться. Сотрудники патронажного центра разрабатывают план интересных досуговых мероприятий, учитывая предпочтения постояльцев. Кинотеатр, ботанический сад, мастерские, лектории, музыкальные вечера и даже турецкая сауна – это лишь малая часть возможностей.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню